Подорожают ли туры из-за новой системы финобеспечения?

Эксперты поспорили о последствиях нового отраслевого закона для простых туристов.

Подорожают ли туры из-за новой системы финобеспечения?

Средняя стоимость туров в России может вырасти на 20% и более в связи с увеличением финансовой нагрузки на туроператоров после введения новой системы финансового обеспечения. Ее контуры очерчены в проекте нового Федерального Закона об основах туристской деятельности. С таким заявлением выступил глава Торгово-промышленной палаты (ТПП) России Сергей Катырин, сообщил ранее ТАСС.

По словам представителя бизнес сообщества, это увеличение финансовой нагрузки на участников внутреннего рынка неизбежно окажет влияние на доступность отдыха для простых туристов.

«Законопроект увеличивает в 50 раз размер финансового обеспечения ответственности для туроператоров внутреннего и въездного туризма — с 500 тыс. рублей до 25 млн рублей. Подобные расходы туроператоров существенно повысят стоимость туристского продукта для внутреннего и въездного туризма, создадут серьезные барьеры для входа на рынок туроператоров», — рассказал Катырин.

Кроме того, эвакуация граждан из-за рубежа в связи с прекращением деятельности туроператоров в сфере выездного туризма будет финансироваться в том числе и за счет взносов туроператоров по внутреннему и въездному туризму, а это заведомо более высокие расходы, чем в случае эвакуации на внутреннем рынке.

«Туристы и туроператоры в сферах внутреннего и въездного туризма будут финансировать расходы на эвакуацию туристов из-за рубежа в рамках выездного туризма. Это также может негативно отразиться на стоимости туристского продукта в России», — отметил Катырин.

С тем, что изменение механизма финансового обеспечения приведет к росту стоимости туров, согласен и вице-президент РСТ Юрий Барзыкин. Тем не менее, он не готов точно сказать, насколько серьезными станут эти изменения.

«То, что туры вырастут в цене, очевидно, поскольку это будет серьезное увеличение финансовой нагрузки на турбизнес, и операторы по внутреннему туризму почувствуют это более остро, чем игроки по выездному туризму. Сейчас сложно сказать, насколько могут измениться цены, поскольку на них влияет множество факторов. Тем не менее, влияние однозначно будет», — сообщил н в разговоре с Profi.Travel.

В Ростуризме опасения бизнеса не разделяют. «Предложения, которые содержатся в проекте нового закона о туризме, не приведут к росту цен на туры, поскольку себестоимость туристических услуг не изменится. При этом законопроект многократно увеличивает защищенность средств туристов, — говорится в официальном комментарии главы ведомства Зарины Догузовой. — Страховать свою ответственность, согласно нашему предложению, будут только новые туроператоры, впервые выходящие на рынок, и только в первые два года работы. Это делается для того, чтобы в туризме не появлялись фирмы-однодневки. При этом правила будут едины для всех новых туроператоров, потому что ошибочно думать, что проблемы есть только на рынке выездного туризма».

По ее словам, сегодня любой желающий может приобрести страховку за 25 тыс. рублей со страховым покрытием 500 тыс. и стать туроператором, а потом продать туров на несколько миллионов рублей и закрыться, оставив туристов и без отдыха, и без денег. Такие случаи хоть и не носят массового характера, но все же происходят ежегодно.

«Буквально на прошлой неделе мы исключили из реестра двух внутренних туроператоров, которые брали у туристов деньги, но не отправляли их на отдых. Сейчас суммы выплат по таким случаям составляют менее 5% от стоимости тура. Это несправедливо, и результат неэффективно работающей системы. Именно поэтому мы и предлагаем повысить порог входа для новых туроператоров и в целом предлагаем поменять систему финансовых гарантий. Если же у компании пока нет средств, чтобы обеспечить такой объем страхования своей ответственности, есть возможность начать работу в формате турагентсткой деятельности, и со временем, при желании, выйти на туроператорский рынок. Наличие у нового туроператора возможности застраховать свои обязательства является дополнительным индикатором его финансовой устойчивости. Для уже работающих туроператоров в плане финансовой нагрузки ничего не изменится. Наоборот, предлагается освободить их от необходимости страховать свои обязательства при условии, что они будут делать взносы в фонд коллективной ответственности», — отметили в Ростуризме.

Источник близкий к работе над проектом нового отраслевого закона, сообщил Profi.Travel, что, несмотря на перенос начала рассмотрения документа на лето 2022 года, вокруг него сейчас ведется оживленная работа.

«К обсуждению подключились многие общественные организации, и поскольку закон затрагивает интересы практически всех игроков рынка, то наиболее спорные моменты в нем стараются либо сгладить, либо попросту саботировать», — отметил собеседник.

Создание новой системы финансового обеспечения — как раз один из таких «спорных моментов». Против создания солидарного фонда активно высказывались как многие туроператоры, так и Ассоциация «Турпомощь», для которой запуск нового инструмента означает фактическое прекращение деятельности. При этом ТПП также является одним из противников компенсационного фонда.

Логично, что оппоненты новой системы финобеспечения зашли практически с самого убойного аргумента — подорожания туров по России, что явно противоречит стратегии и целям развития туризма в России. Такое заявление, несмотря на его спорность, будет услышано и воспринято максимально широкой аудиторией.

При этом вычислить объективное влияние новой системы на стоимость туров в теории возможным не представляется. С одной стороны, перекладывать эти затраты напрямую на туристов закон не позволяет, с другой, все дополнительные расходы неизбежно «зашиваются» в стоимость продукта.

«На стоимость туров влияет множество факторов: объемы продаж, глубина бронирования, текущий спрос. Стоит сказать и то, что новая система финансового обеспечения в плане финансовой нагрузки мало отличается от действующей», — говорит источник Profi.Travel.

Он также напомнил, что законопроект о компенсационном фонде предполагает его предельный объем — 5 млрд рублей, и после достижения этой отметки взносы для туроператоров могут быть сокращены до минимума, как сейчас, к примеру, произошло с резервным фондом «Турпомощи», куда последние несколько лет туроператоры вносят по одному рублю.

Рассмотрение проекта нового Закона об основах туристской деятельности в Госдуме должно начаться во втором полугодии 2022 года. Сейчас документ получает заключения заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

Только важное. Только для профи.​

Написать комментарий

Пожалуйста, нажмите на зелёный квадрат

С 1 июня визы в Шри-Ланку станут самыми дорогими в Азии

Эксперты рассказали, как это скажется на турпотоке.

С 1 июня визы в Шри-Ланку станут самыми дорогими в Азии

С 1 июня виза в Шри-Ланку для россиян станет платной, стоимость — 75 долларов. К этому нужно прибавить сборы, которые составляют: сервисный — 18,5 долларов, за предоставление услуги — еще 9. Оформять визу нужно на сайте www.srilankaevisa.lk. Он работает совместно с VFS Global. Более того, как рассказали Profi.Travel в компании Space Travel, при получении визы по прилете в аэропорту, туристы должны будут заплатить такую же стоимость, как и при оформлении онлайн.

Сейчас, для туров с началом до 31 мая на срок не более 30 дней с единоразовым въездом, виза остается бесплатной. Но сборы туристам платить приходится все равно.

С 1 июня виза стоимость 75 долларов будет выдаваться на полгода, по ней в страну можно будет въехать два раза, каждый из них — максимум на 60 дней.

«Мы только получили информацию от принимающей, но это пока самое дорогое, что есть в Азии, — сообщили в пресс-службе Space Travel. — Конечно, у Шри-Ланки есть свои преимущества по сравнению с другими направлениями региона. Например, одна из лучших экскурсионных составляющих, уникальная природа. Но вполне вероятно, что часть туристов пересмотрит свои планы в пользу других стран региона, например Таиланд или Мальдивы».

Правда, по словам экспертов, даже с учетом дополнительных расходов на визу Шри-Ланка остается вполне конкурентным предложением по цене. Недельный тур на двоих с перелетом начинается от 130 тысяч рублей. Визовые расходы вряд ли существенно усугубят ситуацию.

И все же введение платной визы и сборов не добавляет привлекательности направлению «Тем более, есть альтернативы без таких дополнительных расходов», — сообщили в компании «Интурист».

По словам экспертов, политика Шри-Ланки, когда в последний момент принимаются решения — или отменяется оплата, или наоборот, ее начинают взимать, — не способствует глубине продаж. Туристы не понимают, какой в итоге окажется сумма финальных расходов за тур.

«Согласны, что стоимость визы приличная. Мы не заметили резкого падения спроса сразу после введения этих изменений, — сообщили в пресс-службе компании „Русский Экспресс“. — Возможно, часть туристов надеются, что отмену сбора для россиян будут продлевать и далее, ведь сразу же с бронированием тура мало кто оформляет визу, обычно это делают ближе к вылету».

Там также отметили, что Шри-Ланка всё равно остается одной из самых доступных по бюджету экзотических стран, где можно совместить интересную экскурсионную программу и пляжный отдых, и куда есть прямой перелет

Между тем, ланкийские туркомпании уже попросили власти снизить стоимость виз. Местный турбизнес опасается, что из-за таких решений турпоток упадет ниже 2 млн гостей в год.

При этом нужно учитывать, что летние месяцы — это низкий сезон для Шри-Ланки, отмечают в Space.Travel. Турпоток в это время снижается ежегодно «На юго-западе острова начинается сезон мусонов. Еще доступна северо-восточная часть, но она менее развита в плане инфраструктуры. Будем надеяться, что по результатам летних месяцев власти Шри-Ланки пересмотрят свое решение, и высокий сезон снова начнется с условно бесплатными визами», — заключили в туроператорской компании.

Только важное. Только для профи.​

 

Читайте в Телеграме

 

Написать комментарий

Пожалуйста, нажмите на зелёный квадрат

Минфин США заблокировал «Победу»: ждать ли отмены международных рейсов?

Пока авиакомпания продолжает продавать билеты на все направления.

Минфин США заблокировал «Победу»: ждать ли отмены международных рейсов?

Авиакомпания «Победа» 1 мая внесена в Specially Designated Nationals and Blocked Persons List, который ведет Управление по контролю за иностранными активами Минфина США. Как уточняет РБК, попадание в SDN—лист означает, что участникам международного рынка запрещены любые расчеты с перевозчиком в долларах США, а сотрудничество с дочкой «Аэрофлота» может повлечь для них вторичные санкции.

Попавшая в санкционный список «Победа» занимает второе место в России по количеству перевезенных пассажиров. В первом квартале текущего года ее услугами воспользовались 3,2 млн человек. Это на 12,7% больше, чем за тот же период прошлого года.

«Победа» стала первой российской авиакомпанией в SDN-листе. Перевозчику предоставили отсрочку: санкции вступят в силу 30 июля 2024 года. Сама компания новость о своем попадании в санкционный список пока не комментирует. Знакомый с особенностями менеджмента «Победы» собеседник пояснил изданию, что включение в SDN-лист стало для неё неожиданностью и в «Победе» пока нет понимания, как это повлияет на её дальнейшую деятельность.

Расходятся в своих оценках последствий и эксперты. В первую очередь, непонятно, повлияет ли новый статус на рейсы «Победы» в Дубай, Абу-Даби, Стамбул, Анталью, Самарканд, Ереван, Минск и по другим зарубежным направлениям.

С одной стороны, существенного влияния санкций на деятельность «Победы» не ожидается, поскольку в зарубежных аэропортах давно работают специальные компании, которые занимаются техническим обслуживанием и санитарной обработкой российских самолетов. Юридически они не связаны ни с операторами аэропорта, ни с работающими в нем хендлерами, а расчеты с ними ведутся в национальных валютах. Кстати, иранская Mahan Air, которая также находится в SDN-листе, продолжает летать в Бангкок и Дубай.

С другой стороны, отмечают эксперты, полеты между Ираном и ОАЭ технически проще выполнить из-за близкого расстояния. В то время, как из России маршрут проходит через территорию нескольких государств, что требует навигационных услуг сторонних компаний в каждом из них. Гендиректор Friendly Avia Support Олександр Ланецкий считает, что судьба рейсов «Победы» по конкретным направлениям будет зависеть от того, в каких отношениях находятся власти этих стран и США. Если к ним уже летают подсанкционные Mahan Air и Iran Air, шансы сохранить авиасообщение выше.

Юрист коллегии адвокатов Delcredere Артем Касумян отмечает, что полеты «Победы» на зарубежных направлениях могут прекратиться по двум основаниям. Во-первых, это возможные сложности с оплатой, так как долларовые расчеты станут незаконными, а переводы в национальной валюте повлекут за собой риски вторичных санкций. Во-вторых, разрешение на выполнение рейсов могут отозвать зарубежные власти.

Международные направления в настоящий момент приносят «Победе» существенную, но не основную прибыль. По данным одного из собеседников издания, в 2023 году эта цифра составила 21,3 млрд рублей и выросла год к году на 42%. При этом генеральный директор перевозчика Дмитрий Тыщук ранее заявлял, что в 2022 году зарубежные направления суммарно обеспечили лишь 8% пассажиропотока компании. В допандемийном 2019-м их доля составляла 23%.

На продажу билетов новость о включении «Победы» в SDN-лист пока никак не повлияла. Так, билеты в Стамбул, Дубай и Абу-Даби можно купить до октября включительно.

Только важное. Только для профи.​

 

Читайте в Телеграме

 

Написать комментарий

Пожалуйста, нажмите на зелёный квадрат

Новости по теме