Как меняется роль турагента на современном туристическом рынке

На форуме в Екатеринбурге обсудили реакцию розницы на новые вызовы и изменения потребительских паттернов поведения.

Как меняется роль турагента на современном туристическом рынке

Роль турагента меняется вместе с рынком. Что необходимо туристической рознице, чтобы не только не потерять, но и нарастить свою долю в отрасли, обсудили на 1-м Уральском форуме турагентов в Екатеринбурге. Организаторами мероприятия выступили Уральская ассоциация туризма и компания «Сеть магазинов горящих путевок» при поддержке Российского союза туриндустрии (РСТ), информационным партнером — медиахолдинг Profi.Travel.

Основные тенденции (они же — вызовы) сезона-2023 перечислил руководитель агентского комитета РСТ, гендиректор розничной сети «Магазин горящих путевок» Сергей Агафонов: очень нестабильный спрос, высокие цены, отсутствие глубины продаж, несостоявшееся раннее бронирование. По его оценкам, средняя стоимость туров за последние два года выросла почти на 40% на зарубежных направлениях (со 110 тыс. до 175 тыс. рублей) и более чем на 45% на внутренних (с 40 тыс. до 75 тыс. рублей). Конечно, из-за естественного в этих условиях сокращения спроса некоторая часть агентов с рынка ушла. Однако те, кто смог приспособиться к новым бизнес-реалиям, видят в них положительные моменты.

«Во-первых, чем выше стоимость тура, тем выше наша комиссия. Что лучше: получать 8,2% (средняя комиссия по рынку — прим. ред.) со 100 тыс. рублей или со 175 тыс.? Я уже не говорю о том, что все это усредненные данные, а сколько сейчас стоят туры в дорогие отели Турции, все мы с вами знаем. Во-вторых, с помощью высокой цены отсекается та часть аудитории, которая прежде требовала очень много нашего времени и внимания, а на выходе давала очень маленький „выхлоп“. Сейчас у нас остались преимущественно те клиенты, которые точно знают, чего хотят, не прыгают из агентства в агентство в поисках скидки 5% и не передумывают по 100 раз на дню, куда же им отправиться», — отметил Сергей Агафонов.

Что касается роли турагента в общем объеме продаж туроператора, то она заметно растет во внутреннем туризме. Таким выводом поделился руководитель комитета РСТ по конгрессно-выставочной деятельности, гендиректор Profi.Travel Алексей Венгин по итогам сессии «Сезон-2023, в одном ли лодке ТО и ТА?», которую он модерировал.

«Турагенты становятся важным каналом продаж для внутреннего туризма! У всех федеральных операторов доля агентских продаж по каналам офлайн — не менее 80%. При этом сам российский турпродукт у многих туроператоров занимает уже от 50 до 90% в общем объеме. Конечно, речь идет о пакетных турах. А доля пакетов по России растет. В ассортименте федеральных туроператоров все больше регионов, увеличивается количество чартерных рейсов и блоков, а в самых топовых регионах весной шла борьба за блоки мест в больших отелях. И это без учета продаж напрямую, когда агент работает с отелями и региональными туроператорами», — прокомментировал он.

Безусловно, растет роль турагентств и в сфере выездного туризма — продолжают представители туристической розницы. Как минимум потому, что все больше недавних самостоятельных туристов сегодня возвращаются в агентства, поскольку им все сложнее подобрать и забронировать отель, оплатить билет у иностранной авиакомпании, да и просто составить маршрут поездки, учесть все подводные камни, которые могут встретиться им на пути. Экспертность профессиональных агентов сегодня все более востребована и все более очевидна туристам.

Эту тему обсуждали и в кулуарах форума. Как рассказал корреспонденту Profi.Travel директор департаментов дистрибуции и коммуникаций, внешних связей и информационной политики ANEX Tour Константин Гулевич, свободная розница дает любому туроператору большую часть от всего объема продаж. «Сейчас востребованность экспертизы турагентов растет не только в глазах вчерашних самостоятельных туристов, но и любых других. И вип-клиенты, и те, кто покупает бюджетные турпродукты, сегодня хотят быть уверенными в том, что они доверяют свои деньги профессионалу. Который ответит на все вопросы, поможет решить проблемы, если они возникнут, несет ответственность за их поездку. И мы, туроператоры, понимая важность роли агентов в продажах, стараемся предоставить им максимум инструментов для работы. Речь не только о маркетинге. Агенты могут пользоваться нашими модулями: отельным, билетным, экскурсионным и т.д. — чтобы максимально быстро найти для клиента оптимальный продукт и тут же добавить еще и допуслуги, обеспечив туристу интересные развлечения, а себе — дополнительную прибыль», — отметил топ-менеджер туроператора.

И здесь на первый план все больше будет выходить тренд, который уже много лет наблюдается в России, но в последние два-три года развивается огромными темпами: рост онлайн-продаж. На Западе, как напомнил глава сети турагентств «Магазин горящих путевок», доля онлайна в общем объеме продаж туров гораздо выше, чем в нашей стране. Самое низкое значение — в Европе, но и там это не менее 30%, то есть вдвое больше, чем у нас.

«В России на данный момент офлайн-продажи превалируют, их доля — около 85%. Очевидно, что онлайн-сегмент будет продолжать расти. И турагентам обязательно надо подхватывать этот тренд: все активнее выходить в соцсети и приводить клиентов оттуда. Развивать свои сайты, делать из них полноценные инструменты продаж. На мой взгляд, в будущем на рынке останутся те агенты, которые научатся одинаково хорошо развивать и офлайн- и онлайн-продажи», — заключил Сергей Агафонов.

Фото: МГП

Только важное. Только для профи.​

 

Читайте в Телеграме