Турагенты выступили против новых условий сотрудничества с туроператорами

Открытое письмо за четыре часа собрало более 250 подписей. Поможет ли оно переломить ситуацию на рынке?

Турагенты выступили против новых условий сотрудничества с туроператорами

4 декабря в телеграм-канале «Юристы и ТА против» опубликовано «Открытое письмо турагентского сообщества к туроператорам, государственным органам, туристам», в котором туристическая розница совместно с группой юристов выступили против новых правил работы, выдвинутых туроператорами в связи с окончанием отсрочки по передаче данных в систему «Электронная путевка».

Против кого выступают агенты?

Очевидно, что в первую очередь реакция рынка направлена на «Библио-Глобус», чей новый договор, вступивший в действие с 1 декабря, вызвал самые бурные дискуссии среди турагентов. Впрочем, в обращении напрямую ни одна компания напрямую не называется, свои претензии туристическая розница высказывает к «большинству крупных туроператоров».

«Учитывая, что формированием туристского продукта большинство крупных туроператоров начинает заниматься после поступления 100% стоимости туристского продукта, а заявку на бронирование туристского продукта турагент может подать исключительно после заключения договора о реализации туристского продукта с туристами, то условия туроператоров по агентским договорам обязывают турагентов получать 100% стоимости туристского продукта от туристов, не заключая договора о реализации туристского продукта, что приводит к нарушению действующего законодательства (Гражданского кодекса, Закона о защите прав потребителей, Закона об основах туристской деятельности в РФ)», — говорится в документе.

По мнению авторов письма, новые условия сотрудничества также перекладывают на туриста ответственность за изменение курса валют с того момента, когда он внес 100% денежных средств агенту и до их поступления на счет туроператора. «Однако при 100% оплате стоимости туристского продукта ни у турагента, ни у туроператора нет законом предусмотренных оснований для требования каких-либо доплат», — отмечают они.

В тексте также указывается на несправедливость пункта о несении турагентом ответственности за неисполнение туристом обязанностей по договору.

Агентская комиссия как главный камень преткновения

Однако главная претензия со стороны розницы обозначается только в шестом пункте письма: «Также турагенты не могут согласиться и с тем, что исполнение поручения туроператора турагентом ставится в зависимость от того, совершил ли турист путешествие или нет». Речь идет о посткомиссионной системе, которая вводится новым договором «Библио-Глобуса»: согласно его тексту, агент получает комиссию только после возвращения туриста из поездки (плюс 60 дней).

«Как вице-президент Альянса туристических агентств я считаю, что комиссия должна сразу же оставаться у турагента, — комментирует гендиректор сети „Розовый слон“ Алексан Мкртчян. — Потому что агент живет на комиссию, других источников дохода у него нет». При этом руководитель сети отметил, что каждый представитель туристической розницы волен сам решать, сотрудничать ли ему с «Библио-Глобусом» или нет. «Это рынок. Туроператор огласил свои условия. Те, кто с ними не согласен, могут бронировать туры у других компаний, никто не принуждает их работать конкретно с „Библио-Глобусом“, он не является монополистом ни на одном из направлений», — подчеркнул Алексан Мкртчян.

Однако у автором письма другие выводы из происходящего: по их мнению, сотрудничество операторов и агентов «превратилось во властно-подчиненные отношения», где все права — у туроператора, а у его розничного партнера — только ответственность.

Помимо прочего, в письме турагенты и юристы раскрывают схему, по которой работает большинство компаний: «когда официальным агентским вознаграждением признается символическая сумма в 30 рублей или 0,5 % от стоимости турпродукта, а остальной доход турагента считается „дополнительной выгодой“ и скидкой». Они уточняют, что такая практика создана туроператорами для уменьшения собственной налогооблагаемой базы, «но на это на протяжении долгого времени не обращает внимание ни один из контролирующих органов».

По мнению экспертов, такое обнародование серой схемы взаиморасчетов — рискованный шаг со стороны розницы. Особенно вместе с призывом к контролирующим органам обратить на нее внимание. Ведь в итоге, перейдя на иную систему, туроператоры могут пойти на новое снижение размера агентской комиссии, объяснив это ростов расходов, которые идут на налоги.

Какими будут последствия?

В заключении авторы письма требуют от туроператоров, а также контролирующих их деятельность госорганов: привести агентские договоры в соответствие с действующим законодательством; установить в агентских договорах условия сотрудничества, которые обеспечивали бы равноправие сторон, а также официальный достойный размер агентского вознаграждения.

С точки зрения экспертов, которые не участвовали в составлении этого письма, требования выглядят достаточно размыто. И не до конца ясно, к кому они обращены. Если агенты просят туроператоров переделать агентские договоры, то здесь, как минимум, нужна поддержка крупных сетей. Если они обращаются к госорганам, то это напрасная трата времени, поскольку государство не должно участвовать в коммерческих взаимоотношениях компаний.

При этом на рынке есть мнение, что ситуация нагнетается в первую очередь из-за того, что у туристической розницы нет пока окончательной ясности, как именно будет работать новый договор «Библио-Глобуса» и других туроператоров, сообщивших о том, что формирование тура начинается только после 100-процентной его оплаты.

«Есть теория, а есть, как говорят юристы, правоприменительная практика, — говорит гендиректор сети турагентств „Магазин горящих путевок“ Сергей Агафонов. — Я бы посоветовал представителям туристической розницы подождать и посмотреть, как именно все будет работать. Пока, например, тот же „Библио-Глобус“ продолжает выставлять цену в нетто. Каким образом будет происходить процесс, когда компания доработает систему, увидим. Тогда, мне кажется, и надо будет принимать решение, а не сейчас, на эмоциях».

«Это взаимоотношения двух участников бизнеса. Если кого-то не устраивает тот договор, который предлагает туроператор, то он всегда может сделать собственный выбор: работать с ним дальше или нет», — заключил он.

Фото: Simon Berger, unsplash

Только важное. Только для профи.​

 

Читайте в Телеграме

 

Написать комментарий

Пожалуйста, нажмите на розовый квадрат

6 комментариев

Гость 2
05 декабря, 15:17
Есть такие "коллеги", которые нам совсем не коллеги. Или так называемые представители тур.розницы, которе сразу падают когда чуть ветерок подует. На вас ездить будут, а вы будете с опущенной головой стоять и пыль глотать.
На вас БГ откровенно х.. положил, а вы такие ещё что-то рассуждаете, законы какие-то вспоминаете, пытаетесь оправдаться перед самими собой.
БГ понизил планку прощупывая реакцию. Если реакции нет, он будет вас топить. Бизнес и ничего личного.
Поэтому БГ в топку.
Директор
05 декабря, 11:55
Я согласен с позицией Сергея Агафонова: надо подождать и посмотреть, как это будет работать. И не согласен с Алексаном по поводу комиссии. Если тур не состоялся, то турист должен полностью получить оплаченную сумму.
И если ТА оставит себе комиссию при несостоявшимся туре, то эти средства можно взять только у ТО. Я вообще не считаю этот вопрос сколько-нибудь важным, так как доля оплаченных и не состоявшихся туров весьма незначительна.
Что касается , упомянутого в обращении требования установить "официально" размер комиссии, то это свидетельствует только о том, что авторы обращения слабо разбираются в основах туристического бизнеса. ТА - это канал сбыта продукции Туроператора. На условиях Туроператора. Если агентство что-то не устраивает, оно прекращает работать с этим ТО. Других способов выразить свое несогласие у него нет.
Наталья
06 декабря, 22:49
Комиссию,турагент вправе оставить себе за проделанную работу!Потому что он подбирал тур,затрачивая свое время! Не всегда день турагента нормирован!!Вы же не требуете вернуть оплату доктора или юриста,лечение или услуги которых не помогли!
Ирина
04 декабря, 23:47
Давайте все же не будем хитрить и говорить о том, что туроператор Библиоглобус не является монополистом.
Самый настоящий монополист по турпакетам на нашем флагмане авиаперевозок "Аэрофлот".
Напомню, что основной держатель акций "Аэрофлот" государство более 57% ( то что в открытых источниках указано).
Получается, что один туроператор Библиоглобус специально делает условия работы для турагента невыполнимыми указав в своём Договоре невыполнимые для корректной работы пункты.
Т.е. кто-то кто стоит за Библио-Глобусом прихватил себе лучшие условия по созданию турпакетов на "Аэрофлот"и "вставляем палки в колёса" рознице.
Алчный туроператор и кто за ним стоит, нарушают закон о туризме, нарушают законы о защите потребителя и при этом переваливают ответственность на Турагентов за этот беспредел. Значит, или вы соглашаетесь на эти условия, или не видать вам "Аэрофлота" как своих ушей, либо варитесь в этой грязи и несите ответственность за наши нескромные аппетиты.
Прошу контролирующие органы проявить бдительно, потому что волнения Турагентов уже очень сильные. Почему одна шайка может себе позволить такое поведение, значит, что и другим можно?
АК "Аэрофлот" пусть предложит свои блоки и другим туроператорам на тех же условиях.
Надеюсь на то, что в нашей стране еще есть ключи к решению данной проблемы.
Ирина
05 декабря, 11:34
помните в пандемию. были запрещены пакетные туры на Кипр. а БГ - возили. Другим операторам запретили, а БГ ПРОДОЛЖАЛИ . Никто их за это не наказал.. Это было противозаконно. Сейчас так же. Договор не соответствует тур законодательству, но их за это не накажут.
04 декабря, 23:08
Присоединяюсь ко всем вышесказанным требованиям. Они абсолютно верны.
Но хотелось бы обратить внимание наших чиновников и Правительства на 2 важных момента:

1. В любой отрасли есть равноправная защита всех сторон. Это партнёрские отношения.
Так почему в Туризме так сильно ущемляются права Турагентов?! Почему все они должны пахать и быть везде всем должны и обязаны?!

2. Хоть кто то в данной ситуации подумал, что такая политика ТО просто выживает с рынка ТА. А это на минуточку сотни тысяч опытных образованных специалистов! Причем абсолютное большенство из них учились за свой счёт! Государство не давало ни копейки на оплаты обучающих семинаров, рекламные обучающие туры, консультации юристов, страховых и т.п. (наверное потому и не ценят). И вот тут палка о двух концах: выжив с рынка - как ТО смогут справиться с лавиной обрушившейся на них?! Вчера звонила в БГ на горячую линюю для поддержки туристов - сказали смотрите номер тел в ваучере и звоните в эту страну принимающей стороне и решайте проблему сами! Т.е. ТО только продал, положил деньги в карман и выдал документы. Дальше фиолетово.... Кто справится без ТА с профессиональным подбором туров, поддержкой туристов? У ТО нет таких глобальных кадровых ресурсов. По итогу суды будут завалены исками к ТО!
Т.е. для профи ТА таким ТО жалко комиссию дать выше. А вот туристам слать скидки и продавать по меньшей стоимости - легко! Но при этом, Господа Чиновники ТА с полученных % оплатит налоги, ЗП сотрудникам (с них тоже налоги), аренду (тоже пойдет налог). А с такой политикой многих ТО государство получит = 0!!!! И к этому 0 + армию безработных высококвалифицированных сотрудников. Многие из которых придут в гос органы и подадут на получение пособий (по потере работы, малый доход семьи, на детей и т.п.) А это уже повлечет за собой огромные расходы государства.
Наверное пора начинать думать вперед + очень сильно готовиться к принятию таких важных и судьбоносных саконов. + советоваться с очень большим количеством профессионалов отрасли со всех партнерских сторон. А только потом медленно но верно прорабатывать каждый пункт закона, который будет укреплять и поднимать отрасль, защищая и поддерживая каждого партнера. А не асфальный коток, запускаемый одной заинтересованной стороной!
Елена
05 декабря, 12:56
Тупагенты проглотили уже крах "Русь-тура" и иже с ними и потерю своих средств тысячами своих клиентов ?
Кто настаивал на дальнейшем решении и разбирательствах - куда делись деньги ? НЕ захотели связываться ? Где хоть одно процессуальное решение по этому вопросу ? Замяли ? Забыли ? А сейчас чего хотим ? Чтоб те же волки отдали добычу обратно ?
Наталья
04 декабря, 17:46
Коллеги и юристы, спасибо вам за активность в вопросе!!! БГ оператор (особенно) способствует правовому беспределу в отрасли- нарушая при реализации тур продукта (и вынуждая нарушать ТА) не только профильное ФЗ, но так же ФЗ о законе прав потребителей: СНАЧАЛА турист выбирает турпродукт, а далее, при условии возможности его реализации ТО его оплачивает, а не по факту 100% оплаты начинается работа ТО с туристом. Мое мнение БГ пора (и давно) взглянуть на свой юридический отдел внимательно- выглядят как дурики, из последнего - претензионный порядок разрешения споров, в вопросе пересадок людей на иные рейсы, при ознакомлении с ответом Юр. отдела БГ оператор что у нас, у туриста, что у его юриста волосы зашевелились в самых нескромных местах от формулировок в ответе про якобы изменение чартерной программы с прикрытием воздушным кодексом. Искренне надеюсь, что на БГ обратят внимание профильные организации- давно пора.
04 декабря, 17:34
НЕ понимаю ажиотажа по поводу этой ЭП. В чём проблема? В том, чтобы указать данные туриста? Так приличными турагентами они и так указывались. Ну будет ещё один способ контроля правомерности действий турагентств и туроператоров - туристам спокойней.
Людмила
04 декабря, 20:39
Татьяна К., а Вы сделайте хотя бы пару бронирований желательно на Нг туры и далее , да у разных ТО по их требованиям.Если у Вас не появится чувство опасности за вынужденные действия , как-то неверно предоставленную информацию (заполнение данных ЭП , дату договора с туристом , расчет и указание суммы договора , в т.ч.при оплате двумя частями и пр., то Вы просто счастливица.
04 декабря, 17:38
вопрос не в ЭП, многие операторы ввели и успокоились, оставив прежние условия сотрудничества. БГ понизил комиссию агентам и накрутил много того, что выполнить не возможно. Вы этот вопрос как раз и задайте ТО, в чем сложность.
04 декабря, 17:37
вопрос не в ЭП, многие операторы ввели и успокоились, оставив прежние условия сотрудничества. БГ понизил комиссию агентам и накрутил много того, что выполнить не возможно. Вы этот вопрос как раз и задайте ТО, в чем сложность.
Ирина
04 декабря, 23:50
Многие направили протоколы разногласий. Ответ интересен, что Договор они могут заключать на любых условиях. Поверьте, уже все возможные методы были использованы

Очередное ДТП с российскими туристами в Турции, и агентская комиссия на виду у туристов

Главные события туротрасли за неделю.

Очередное ДТП с российскими туристами в Турции, и агентская комиссия на виду у туристов

На этой неделе следили за судьбой впавшей в кому туристки в Турции, которую больница не отпускала в Россию из-за долга за операцию и за очередным ДТП с клиентами одного из наших туроператоров. Среди значимых тем оказались также неполадки у оператора реестров ТО и ТА, из-за которых новым турагентствам не присваивался номер, а туроператоры не могли подтянуть часть компаний при отправке данных в «Электронную путевку». Бурные эмоции вызвала и передача в ГИС ЭП стоимости тура за вычетом агентской комиссии. Об этом и многом другом — в пятничном дайджесте Profi.Travel.

Российские туристы попали в ДТП в Турции

Две туристки с детьми 6 и 12 лет попали в аварию по пути из аэропорта Антальи в отель в Белеке 29 июля. По дороге водитель трансфера уснул, машина вылетела с трассы в кювет, перевернулась и врезалась в бетонное ограждение. В компании Coral Travel, организовавшей тур, подтвердили Profi.Travel факт ДТП.

«Действительно, 29 июля случилось ДТП. В данный момент принимающая сторона ждет протокол от полиции. Медицинская помощь туристам оказана. Мы в контакте с туристами», — сообщили в Coral Travel.

У одной из туристок разбита бровь, подозрение на сломанную ключицу, ссадины на ногах, синяк под глазом и гематомы. «Сотрудник туроператора извинился перед пострадавшей, попытался замять ситуацию, — утверждает телеграм-канал MASH. — Предложил оплатить лечение — девушка отказалась, так как есть страховка». Тогда, пишет MASH, в качестве компенсации туристке предложили два билета в аквапарк, от которых она отказалась. Также телеграм-канал уточняет, что тур обошелся в 800 тыс. руб.

О том, какие на какую компенсацию могут рассчитывать туристы в подобных ситуациях, и какие суммы они чаще всего получают через суд, Profi.Travel рассказала юрист.

Туристка, которая впала в кому Турции, вернулась в Россию

На этой неделе благополучно разрешилась ситуация, за которой следил портал Profi.Travel: впавшая в кому в Турции туристка, которую госпиталь не позволял перевезти в Россию из-за долга за операцию, вернулась на родину. По словам ее дочери, страховая компания «Ингосстрах» взяла оплату на себя. Ранее родственники сообщали, что случай признали нестраховым, а госпиталь требует 20 тыс. долларов.

«С нами связался менеджер страховой, находящийся в Турции. Помог организовать перелёт в Россию», — сообщила Profi.Travel дочь туристки. По ее словам, информации о том, почему сначала шла речь о нестраховом случае, у них нет.

Сейчас туристка находится на лечении в больнице в Москве. «Конечно, много времени упущено, прогнозов пока никаких. Но мы очень надеемся на лучшее», — добавила ее дочь.

При этом, как прокомментировали Profi.Travel представители страховых и юридических компаний, все могло закончиться иначе: действительно, не все операции, по правилам страховщиков, подлежат компенсации. Подробнее об этом, а также о том, на что обратить внимание при выборе страхового полиса, написали в статье.

«Библио-Глобус» наладил передачу цены тура без комиссии в «Электронную путевку»

«Библио-Глобус» начал автоматически отправлять данные о туре и его заказчике в ГИС ЭП. Сумма тура прописывается самим туроператором — за вычетом турагентской комиссии. Это вызвало новую волну недовольства среди розничных партнеров компании. По их мнению, теперь туристы легко могут увидеть разницу между той суммой, которую они отдели агенту, и той, что отображается в системе. Это может спровоцировать конфликтные ситуации.

На рынке подчеркивают, что из всех туроператоров только «Библио-Глобус» пошел на такой шаг — остальные компании разрешают прописывать сумму, не выше или строго равную той цене тура, что указана у них на сайте. Решение раскрывать коммерческую информацию о комиссии в турфирмах считают некорректным.

«Агенты стали связываться с кураторами, чтобы прояснить вопрос, но в ответ им: „Ну, туристы же и так понимают, что вы не бесплатно работаете“. Почему тогда сам „Библио-Глобус“ не раскроет, сколько он зарабатывает с каждого тура? Клиенты ведь тоже подозревают, что он действует не убыток себе. Однако почему-то туроператор предпочитает эту информацию хранить в тайне», — комментируют представители турагентств.

По мнению экспертов, «Библио-Глобус» преследует сразу две цели. Во-первых, обезопасить себя от необходимости возвращать туристу полную сумму, включая агентскую комиссию, в случае аннуляций и спорных ситуаций в суде. Во-вторых, максимально уйти от различных нелегальных схем оплаты, оставив турагенту только один способ: перевод средств по безналу. При этом, как уточняют в турагентствах, альтернативные варианты оплаты из личных кабинетов не исчезли.

Из-за сбоя турагентам не присваивается номер в реестре

«В системе „ЕФРТА“ наблюдается сбой синхронизации баз данных с ФНС. Из-за этого многие договоры долгое время находятся в статусе „На проверке“, а турагентам не присваивается номер РТА», — сообщили на этой неделе в телеграм-канале системы. Кроме того, часть туроператоров не могут выбирать некоторых агентов при передаче сведений в ГИС «Электронная путевка». Юристы объяснили, стоит ли участникам отрасли опасаться негативных последствий технических неполадок.

«Проблема действительно есть, выдается ошибка: „Что-то пошло не так, попробуйте позже“. Ждем разрешения ситуации», — подтвердили в компании Tez Tour.

Как уточнила Profi.Travel юрист Альянса туристических агентств Мария Чапиковская, формально турагент не вправе реализовать турпродукт туроператора без внесенной записи в реестр о договоре с ним.

«Однако после устранения сбоя туроператоры внесут данные всех турагентов, и фактически никакой проблемы возникнуть не должно, — подчеркнула она. — Если так сложатся обстоятельства, что турагент без записи в реестре о договоре с туроператором реализует его тур, а турист заметит это и пожалуется в Роспотребнадзор, то возможна административная ответственность. Если обращение поступит в Минэк, то в теории возможно исключение из реестра туроператоров (за 3 выявленных случая 3 раза подряд). Однако в реальности вряд ли регулятор пойдет на такие шаги, поскольку есть информация о наличии технического сбоя от оператора реестра. Проблема не на стороне игроков рынка».

Авиакомпания не предоставила оплаченные допуслуги: как быть туристу

У авиакомпании SouthWind произошел сбой в оказании дополнительных услуг на рейсе из Москвы в Турцию. Четверо туристов оплатили места повышенной комфортности, которые были важны им из-за проблем со здоровьем, но в итоге двое из них летели на обычных. Об этом Profi.Travel рассказала турагент из сообщества Loyalty 1 августа.

«Заблаговременно с туристами приобрели услугу „Выбор места“. Забронировали кресла в первом ряду с расширенным пространством для ног, стоимость одного — 2,4 тыс. руб. Уведомление о том, что оплата прошла — было, система авиакомпании показывала, что места за ними закреплены», — пояснила она. Однако за сутки до вылета зарегистрировать их онлайн не получилось: приложение выдавало ошибку. В аэропорту туристам сообщили, что оплаты не было, и выдали талоны на 20-й ряд — без дополнительного пространства для ног.

Туристы обратились к своему агенту, чтобы узнать, не поступал ли возврат средств. «Я открыла управление бронированием и обнаружила: оплата слетела, место не закреплено и статус отменен», — рассказала она. Деньги пришли на корсчет спустя два дня после рейса, обнаружить это удалось только благодаря заявлению в банк.

Освобождает ли технический сбой перевозчика от ответственности, а возврат денежных средств — от обязанности компенсировать моральный вред, разъяснил юрист.

Подборка для тех, кто хочет быть в курсе всех ключевых событий туротрасли:

Только важное. Только для профи.​

 

Читайте в Телеграме

 

Написать комментарий

Пожалуйста, нажмите на розовый квадрат

Эксперт объяснил, что может помешать запуску прямых рейсов на Бали

Президент Индонезии предложил «Аэрофлоту» летать на остров.

Эксперт объяснил, что может помешать запуску прямых рейсов на Бали

Прабово Субианто, президент Индонезии, на встрече с российским главой государства предложил «Аэрофлоту» совершать прямые рейсы на Бали. Как пишет «Коммерсантъ», политик заявил, что страна может предоставить и другим российским авиакомпаниям подобную возможность. Однако для запуска прямых рейсов из России на Бали есть серьезное препятствие — антироссийские санкции.

Как объяснил главный редактор портала frequentflyers.ru Илья Шатилин, работу топливно-энергетического сектора Индонезии обеспечивают британские и американские компании. Последние просто не смогут заправить российский самолет, так как выполняют наложенные ограничения. В результате российским самолетам придется летать по сложным схемам, например, с дозаправкой в Таиланде или какой-либо другой стране.

Эксперт считает, что решить проблему, как в Турции, где для работы с российскими самолетами создали специальные компании, также не выйдет. Местные поставщики нефтепродуктов просто откажутся продавать их такому юридическому лицу.

Вторая возможная проблема — воздушный флот российских авиакомпаний. Ранее на Бали летала «Россия» на Boeing 777. Сейчас подобные самолеты не смогут выполнять рейсы из-за двойной регистрации. По мнению эксперта, «Аэрофлот» может летать на Бали но Airbus А350, однако в парке авиакомпании не так много «дебермудизированных» судов подобного класса.

Между тем, «Аэрофлот» запросил слоты для рейсов из Москвы в Денпасар и ожидает решения властей Индонезии. Первые вылеты могут состояться уже в сентябре. Руководитель Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации Федор Борисов заявил, что технические возможности для таких рейсов у российских авиакомпаний есть. Урегулирование же юридических вопросов зависит от уровня договоренностей властей России и Индонезии.

Отправляющиеся на Бали туристы сейчас летают через Китай или Ближний Восток. Стоимость билетов начинается от 50 тысяч рублей, а в пути нужно провести как минимум 18 часов. Перелет через Китай часто занимает около суток. Ранее прямые рейсы из Москвы на Бали позволяли добраться за 9-10 часов.

Только важное. Только для профи.​

 

Читайте в Телеграме

 

Написать комментарий

Пожалуйста, нажмите на розовый квадрат

Статьи по теме